Обидно, когда на фрилансе из-за какой-то мелочи слетает крупный заказчик. А иногда нельзя понять, насколько он крупный, ведь до разговора о цене дело не доходит. А все из-за ошибок в общении, которые могут стоить клиента.
- Будьте профессионалом. Заказчик должен понимать, что перед ним мастер своего дела. Тот, кому можно доверить выполнение работы. Если сложно быстро ответить на вопрос, то лучше сказать: “Есть несколько вариантов решения, надо подумать, какой будет лучше для вас”. И не забудьте потом погуглить и все-таки дать ответ.
- Но не показывайте себя слишком умным. Излишнее кидание сленга только отпугнет заказчика, ведь он должен понимать, чем вы будете заниматься и за что он платит свои деньги. Фразы типа “будет слайдер, а не табы, чтобы адаптив не сломать” лучше объяснить человеческим языком.
- Не бойтесь называть цену. Для этого надо четко понимать, сколько времени будет потрачено на проект. Если боитесь завысить, подумайте, а зачем вам заказчик, который не в состоянии оплатить ваше время.
- Не тяните с ответами. До начала работ у заказчика могут быть десятки вариантов исполнителей. И любой может опередить вас, просто быстрее предложив свои условия.
- Снижайте цену обоснованно. Во-первых, так вы рушите рынок, который до вас строили другие фрилансеры. Во-вторых, заказчик будет искать подвох: почему у всех одна цена, а у вас в три-пять раз ниже. Оправдания могут быть следующие: вы начинающий и вам нужны работы для портфолио, некоторые пункты задания вы сделаете бесплатно, т.к. никогда их не делали, заказчик постоянный и вы даете ему скидку.
- Выполняйте требования, которые заказчик указывает в первом письме (объявлении на бирже). Если четко просят показать три лучшие работы, то не надо вываливать всё с формулировкой: “Они все лучшие”. Если хотят услышать примерную стоимость, то не надо включать психолога, чтобы понять платежеспособность клиента. Вряд ли переписка продлится больше трех сообщений.
- Не грубите ни в коем случае. Даже, если вы не получили работу, заказчик может вернуться через время с другим проектом. Если вы его пошлете, то не просто о вас забудут, а могут внести в ЧС.
- Если вы еще не исполнитель, не заканчивайте общение с заказчиком. Убедитесь точно, что проект достался другому. Поинтересуйтесь через недели две, как идут дела. Вдруг был выбран недобросовестный фрилансер, и заказчик в поисках нового. А тут вы. Да еще и знакомы с проектом.